Блог

Привычные способы лечения тяжёлой формы COVID-19 не всегда эффективны. Но у учёных есть решение.

Учёные определили причину и способ защиты от тяжёлого течения COVID-19

Мало кто сегодня не слышал термин «цитокиновый шторм», а также не знает, почему он уносит жизни больных новой коронавирусной инфекцией.

Международная группа исследователей совместно с учёными из МГУ выяснила, почему иммунитет некоторых пациентов не справляется с заражением COVID-19 и начинает атаковать здоровые клетки организма.

Именно это явление и называется цитокиновый шторм. Это страшное состояние, при котором иммунная система начинает неконтролируемо вырабатывать цитокины (молекулы, которые борются с воспалением). Цитокины при этом начинают «нападать» не только на воспалённые участки, но и на соседние ткани, постепенно выводя из строя весь организм.

Проблема в том, что эти защитные молекулы антиген-неспецифичны, то есть по ним нельзя определить, против какого именно заболевания они вырабатываются.

Биологи из МГУ ещё в начале пандемии разработали метод, позволяющий определить, какие антитела вырабатывает организм в ответ на заражение именно COVID-19.

Выяснилось, что при тяжёлом течении заболевания иммунный ответ «переключается»: на поздних стадиях болезни организм начинает вырабатывать иммуноглобулин А (IgA2), не специфичный к вирусу.

Учёные также обнаружили, что это «переключение» связано с избыточной выработкой определённого сложного цитокина – TGF-b1 (Трансформирующий фактор роста бета).

«Значимость данной работы состоит в том, что тяжёлое течение COVID-19 связано не с цитокиновым штормом, а с индукцией более сложного паттерна цитокинов, […] которые подавляют специфическую защиту организма против вируса. Тем самым наше исследование предлагает новый путь лечения тяжёлой формы COVID-19 посредством блокировки [выработки белка] TGFb1», – заключил соавтор работы Андрей Круглов из МГУ.

Исследование было опубликовано в одном из ведущих научных изданий мира журнале Nature Communications.

Больше новостей из мира науки и технологий вы найдёте в разделе «Наука» на медиаплатформе «Смотрим«.

Источник >>